Рабочий шов бетонирования: что такое, актуальные СП, СНиП, материалы и решения

Рабочий шов бетонирования

Рабочий шов бетонирования

Что такое рабочий шов. Рабочим швом бетонирования (или холодными швами бетонирования), называют плоскость, образующуюся в результате длительного перерыва в процессе бетонирования монолитной конструкции. То есть, плоскость между бетоном, набравшим прочность и между заливаемым бетоном. Несмотря на то, что рабочие или холодные швы бетонирования являются, по сути, слабым звеном в любой монолитной конструкции, избежать их появления в крупных строениях промышленной и гражданской сферы строительства практически невозможно.

Герметизация рабочего шва бетонирования бентонитовым шнуром Waterstop

Общие вопросы по проектированию

Рабочие швы проектируется в сечениях, где образуемые плоскости старого и нового бетона, не могут оказать существенного негативного влияния на общую прочность монолитной конструкции. Считается, что оптимальное место расположения технологического шва в проекте-эпюры поперечных сил, то есть то место, где эпюра пересекает горизонталь.

Холодные швы устраиваются в колоннах, балках, плитах. Швы также устраиваются фундаментных плитах, образуются установкой плоских каркасов, крепящимися на металлическую сетку с ячейками не более 10×10 мм.

Конструкция рабочего шва фундаментной плиты предусматривает армирующую металлическую сетку, защитный слой бетона снизу, два слоя арматуры, а также пластмассовые фиксаторы арматуры для фиксации в горизонтальной плоскости.

Устройство рабочего шва бетонирования

Требования к рабочему шву

К строительству рабочего шва бетонирования предъявляются требования по качеству, основное из которых формулируется следующим образом: шов бетонирование должен предполагать целостность монолитной конструкции. В месте рабочего шва не должно концентрироваться напряжение. При бетонировании допускается встраивать рабочие швы при возведение колонн — нижней отметки верха фундамента, низа прогонов, балок и подкрановых консолей, верха подкрановых балок, капителей колонн. При бетонировании балок больших размеров, соединёнными с плитами в единый монолит — на 20-30 мм ниже отметки нижней поверхности плиты.

В случае несоблюдения требований к расположению технологического шва в горизонтальной поверхности, и расположения его под углом, существует 100% вероятность появления напряжения, а также последующего смещения строительных элементов и разрушения конструкции.

В тех случаях, когда проектом предусмотрен рабочий шов бетонирования, но процесс производства работ позволяет избежать его создания, разрешается не создавать рабочий шов, так как такая конструкция априори будет более надежной и долговечной.

Монтаж рабочего шва бетонирования

Перед заливкой нового бетонного слоя, необходимо убедиться в том, что образуемая плоскость между бетоном, уже набравшим прочность и заливаемым бетоном образуется строго параллельно горизонту. Согласно нормам правилам необходимо исключать напряжений в бетоне, возникающих в результате появления угла наклона в технологических швах. Напряжения в строительных бетонных швах могут привести к разрушению конструкции, либо сильному повреждению.

Поверхность необходимо очистить от строительного мусора, обеспылить, очистить металлической щёткой, а также прочистить воздушной или водяной струей под давлением. После этого, поверхность необходимо высушить. Убедится в том, что уже существующие слоя бетона набрали необходимую прочность в 1.5 МПа. Такая прочность бетона гарантирует стойкость к нагрузкам, создаваемым заливаемым слоем бетона.

Для обеспечения необходимой прочности сцепления между уже набравшим прочность бетоном и заливаемым, необходимо основание обработать специальными адгезионными составами, либо битумными материалами, прописанными в проектной документации.

Очистка рабочего шва бетонирования



Герметизация рабочих слоев бетонирования

После залития стены, в плоскость между старым и новым слоем бетона, ввиду их разных механических характеристик и немонолитности по сути, может проникать вода. Для герметизации технологических швов бетонирования рекомендуется укладывать бентонитовый профиль, или резиновый гидрофильный набухающий профиль. В ряде случаев могут использоваться также гидроизоляционные шпонки, в зависимости от специфики проекта. В большинстве стандартных случаев достаточно бентонитового шнура.

Бентонитовый шнур укладывается свободно вдоль рабочего шва бетонирования, Расстояние от шва до края стенки не должно составлять менее 50 мм. Дополнительно, бентонитовый шнур, для сохранения его из начального положения в процессе бетонирования, фиксируется механическим способом: дюбелями, саморезами или строительным пистолетом. Шаг крепления, по опыту эксплуатации, составляет от 150 до 300 мм.

На текущий момент нету строительных норм и правил которые четко бы регламентировали крепление бентонитового шнура в технологическом шве бетонирования. Как правило, для герметизации технологических швов, применяются бентонитовый шнуры с прямоугольными сечениями: 25×19, 20×25мм.

В процессе попадания воды на технологический шов бетонирования, натриевая бентонитовая глина, являющаяся активным действующим компонентом бентонитового шнура, разбухает, заполняя и уплотняя строительный шов, при этом глина выделяет кольматирующий гель, который заполняет трещины и поры бетона. Таким образом, бентонитовый шнур полностью препятствует попаданию воды через технологический шов бетонирования.


Резиновый набухающий профиль для холодного шва

Кроме бентонитового шнура, для герметизации технологического шва бетонирования также может использоваться резиновый гидрофильный набухающий профиль типа ПНР. Отличие данного профиля от бентонитового заключается в возможности монтажа резинового профиля при отрицательных температурах менее -15 С. Резина сохраняет свою эластичность при температурах до -40 градусов. Бентонитовый профиль допускается монтировать при температурах ниже — 15 градусов. Резиновый профиль набухает при контакте с водой в том же объеме, ыто и бентонитовые, от 300 до 500% в зависимости от модификации резинового шнура. Не смотря на отсутствие кольматирующей жидкости у резинового профиля, за счёт его гидрофильности достигается похожее качество герметизации строительного шва.


Гидроизоляционные шпонки для устройства технологического шва

Гидроизоляционная шпонка — строительная лента с профилем сложной геометрии. Тип профиля определяет назначение гидроизоляционной шпонки. Гидрошпонки выпускаются из ПВХ, EPDM и термоэластопласта. EPDM шпонки применяются в условиях герметизации строительных швов при воздействии на них агрессивных химических сред в условиях высокой амплитуды передвижения деформационного шва. В остальных случаях применяются шпонки на основе ПВХ/ТЭП.

На текущий момент на рынке существует несколько к категорий гидроизоляционных шпонок для обустройства герметизации технологического шва бетонирования:

  • ХВ — холодные внутренние гидрошпонки
  • ХВИ — холодные внутренние гидрошпонки, оснащенные инъекционными каналами по обе стороны профиля.
  • ХВН — холодные внутренние гидрошпонки, оснащаемые бентонитовыми или резиновыми набухающими профилями с круглым сечением диаметром 4 или 6 мм по обе стороны от профиля.
  • ХВС — холодные внутренние специальные гидрошпонки, монтируемые механическим способом с использованием механических анкеров, прижимного профиля, ленты Герлен. ХОМ — холодная опалубочная мембранная гидрошпонка, встречающаяся в проектах сложных опалубочных систем. Данная гидрошпонка предназначена для сваривания горячим воздухом с ПВХ-мембранами, в рамках работы единого гидроизоляционного гидроизоляционного контура.

Монтаж гидроизоляционных шпонок в рабочем шве происходит аналогично бентонитовому и резиновому шнурам. За исключением необходимости фиксации гидроизоляционной шпонки к основанию механическим способом. Шпонка укладывается свободно. Нахлесты и стыки, угловые сопряжения ПВХ гидроизоляционной шпонки привариваются сварочным феном, под температурой от 300 до 500 градусов в зависимости от производителя гидрошпонки.

Подробнее о гидрошпонках…

Примеры узлов с гидрошпонками


СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции Актуализированная редакция

Правила производства и приемки работ «Конструкции жб и бетонные»

Изменения к СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» от 2020 г.